воскресенье, 19 февраля 2017 г.

Камчатское путешествие UE23RRC IOTA AS-142 Камчатка… Очень красивый и удивительный край! Край вулканов и гейзеров, край бурых медведей и лосося, край дикой природы и сурового климата. Край земли! Каждый путешественник считает своим долгом хоть раз побывать на Камчатке. А те, кто побывал, возвращаются сюда снова и снова. Особенно, если вы радиолюбитель – путешественник, и к тому же островной активатор, ведь на Камчатке много редких островов по программе RRA и IOTA.     Один из них – остров Камбальный (Топорков), IOTA: AS-142, имевший на тот момент рейтинг 11,5 %, тем самым, попадающий под категорию «Most Wanted IOTA». Единственный раз остров был активирован в 1999 году, 17 лет назад, и представляет огромный интерес среди радиолюбителей – охотников за островами.   Василий (R7AL) из Анапы, и Юрий (UD0XAA) из Петропавловска-Камчатского давно продумывали маршрут и искали варианты высадки на остров. В процессе подготовки экспедиционную команду дополнили Василий (RA1ZZ) и Сергей (RW5D, ex UA0ZAZ). Сергей - участник и организатор многих островных экспедиций на Камчатке, но до острова Камбальный в то время добраться им не удалось, и сейчас у него появилась возможность осуществить свою мечту.   Данная территория находится далеко от населенных пунктов, и очень труднодоступна. Изначально планировалось добираться на остров, преодолев бОльшую часть пути по материку на вездеходах, по бездорожью через реки и болота, и в поселке Озерновском, расположенным на юго-западной части полуострова, найти рыбацкую лодку для переправы на остров.  Но, вскоре нам удалось выйти на Андрея, владельца яхты «Esperance» в Петропавловске – Камчатском и договориться с ним за адекватную стоимость доставить нас из П-К сразу на остров. Бюджет экспедиции вырос, но решалось сразу несколько проблем с транспортировкой оборудования, поиском лодки, и прочими нюансами.   Кроме того, мы имели возможность попутно активировать еще один остров, находящийся неподалеку от основной нашей цели – о. Парамушир, AS-025. Точнее, не попутно, а взять в команду еще одного «Робинзона», который вместе с капитаном отправится в порт Северо-Курильска после высадки основной части экспедиционной команды на Камбальном. Остров Парамушир входит в группу островов Северных Курил, которые не так уж редки (рейтинг по программе IOTA около 25%), но он представляет очень большой интерес по дипломным программам RRA и RDA. «Счастливчиком», который возьмет на себя роль «one man» активатора оказался Владимир (RK8A) очень вовремя написав нам с просьбой о включении его в состав команды.   Как выяснилось в дальнейшем, главная проблема в процессе подготовки к экспедиции была связана не с поиском транспорта, и даже не финансовая, а с получением разрешения в Кроновском заповеднике на посещение острова. Дело в том, что остров находится на особо охраняемой территории, и к тому же является объектом под защитой ЮНЕСКО. Из-за засилья на острове ряда красно книжных пернатых, высадка на остров и нахождение в прибрежной зоне запрещены. Не смотря на убеждения некоторых Камчатских коллег, что разрешение на посещение острова нам не нужно, мы приняли правильное решение двигаться к цели законным путем, оформляя все нужные для посещения острова документы.   После череды визитов в дирекцию заповедника, ряда писем, ходатайств и заявлений, удается наладить контакт с дирекцией и договориться о компромиссном варианте посещения острова. Компромисс заключался в том, что, во-первых, нам необходимо перенести экспедицию с июля на август (при этом сдавать дешевые, купленные заранее билеты на самолет и покупать в 2-3 раза дороже), когда пернатые покинут гнезда, и во-вторых, мы должны будем взять в команду орнитолога, сотрудника заповедника, который будет контролировать наше пребывание на особо охраняемой природной территории. Естественно, мы соглашаемся на эти условия.   Основную работу по подготовке к экспедиции проделал Юрий (UD0XAA), находясь в Петропавловске-Камчатском. Ему удалось договориться с топливной компанией о снабжении нас бензином для генераторов, хороших скидках на знаменитую питьевую воду «Малкинская» и о доставке основного груза из Москвы транспортной компанией Мас-Хелдлинг.   Несколько месяцев проходит в бурных обсуждениях предстоящей экспедиции по WhatsApp и по телефону. Обсуждаем все важные и незначительные детали, оборудование, провиант. Успеваем неоднократно разругаться между собой и вновь помириться, чтобы к началу экспедиции быть одним целым – одной сплоченной командой с разными функциями, но с одинаковыми задачами и конечными целями, - иначе никак.   8 августа Василий (R7AL), Анастасия и Владимир (RK8A) прибывают в Москву. Сбор в аэропорту Внуково, откуда у нас рейс на Петропавловск-Камчатский. За пару часов до вылета подтягиваемся и мы с Сергеем (RW5D). Переупаковываем и распределяем между собой багаж, чтобы избежать перевеса. Успеваем сбегать в магазин за бутылочкой коньяка и поднять пластиковые стаканчики за начало экспедиции прямо в здании ожидания вылета.     У нас стыковочный рейс с пересадкой в Хабаровске. Времени на пересадку у нас будет совсем мало, поэтому есть вероятность, что нам придется остаться в Хабаровске на сутки в ожидании следующего рейса. Это нас не сильно расстраивало, так как в этом случае проживание нам должна отплатить компания «Аэрофлот», и будет возможность погулять по Хабаровску и может быть даже встретиться с местными радиолюбителями. По информации с Камчатки, выход в море возможен не раньше, чем через сутки.   Аэробус с 522-мя посадочными местами полностью забит пассажирами. В момент, когда борт проводники уже рассказывали про технику безопасности, отключилось электричество. Замолк голос, доносившейся из громкоговорителя, погас свет, отключилась вентиляция.  Кто-то пошутил, что «вырубило автомат».  Температура в салоне стала резко подниматься, стало очень жарко и душно. Некоторым пассажирам стало плохо, началась небольшая паника.  Минут через сорок неисправность устранили, включили свет, заработал кондиционер, и борт проводники спешно продолжили инструктировать пассажиров. Василий (RA1ZZ)   Не смотря на задержку с вылетом, самолет «нагнал» в воздухе упущенное время, и уже в автобусе, который вез нас от самолета в аэропорт в Хабаровске, по бортовой связи предупредили, чтобы те, кто летит транзитом в Петропавловск-Камчатский, срочно прошли на регистрацию. Еще два часа полета, и мы на месте. Звоним перед вылетом Юрию (UD0XAA), что мы скоро будем.   Петропавловск-Камчатский встречает нас хорошей погодой. Нас ждут Юра (UD0XAA) и Федор - орнитолог, на двух машинах. С собой у нас только ручная кладь, так как наш багаж не успели перегрузить в стыковочный рейс, и он прилетит завтра.   По традиции, останавливаемся и фотографируемся у монумента в Елизово – любимого места туристов и гостей края, и едем в город селиться во временное жилище. Август – разгар туристического сезона на Камчатке, и мы тратим несколько часов на поиск свободной квартиры. В конце концов, нам удается найти свободный хоспис на улице Вулканной за 750 руб. с человека в сутки. Ужинаем и немножко отмечаем наш приезд. Любуемся прекрасным видом из окна, а утром и вовсе все поднялись на крышу, чтобы увидеть рассвет на фоне вулканов. Потрясающее зрелище! Мы на Камчатке, и многие из нас здесь впервые! Ура!     Утром следующего дня Сергей (RW5D) и его одноклассник Алексей, приготовили нам небольшую экскурсию по городу. Мы смогли забраться на сопку Мишенную, откуда открываются великолепные виды на город, залив и вулканы.       Далее была поездка в Аэропорт за нашим багажом. Весь багаж прилетел, и опасения некоторых членов команды, что мы останемся без вещей и оборудования, не оправдались. Заодно мы осуществили переезд из хосписа в 2х комнатную квартиру, которая сегодня освободилась. Здесь более комфортно и значительно дешевле. Несомненным плюсом нового жилья было то, что из окна была протянута бельевая веревка через блок на соседний дом. Это неотъемлемая часть Петропавловска-Камчатского. Как сказал Сергей, здесь даже квартиры стоят дороже, если есть бельевая веревка. Ее мы и использовали для того, чтобы растянуть диполь на 20м и попробовать поработать в эфире.       Прохождение совсем слабенькое, Европу практически не слышно. Уровень шума тоже приличный. Потихоньку работаем телеграфом своими позывными /0, активируем всеми уже давно подтвержденный RDA KT-01.   Вечером состоялся общий сбор членов команды. Подъехал Федор, сотрудник заповедника, со своей супругой Женей, и капитан, он же владелец яхты, Андрей. Андрей сообщил, что выход в море будет не раньше, чем послезавтра, 12 августа, в связи с плохой погодой. Обсуждаем организационные моменты, продовольственные запасы и горючее. Федор с Юрием накануне уже запаслись провиантом и водой. Ранее Юрий заправил 10 двадцатилитровых канистр с бензином для генераторов.   Половину следующего дня проводим с Сергеем (RW5D) на яхте, помогаем Андрею привести ее в порядок после предыдущего похода, чистим трюм, сушим вещи, надувную лодку и матрацы. На удивление выяснилось, что Сергей уже ходил с Андреем в море, на остров Крашенинникова. Это было 15 лет назад, Андрей тогда был совсем молодым юнгой. Катер, на котором они ходили, стоял напротив нас в доке. Да, мир тесен!     Утром следующего дня пакуем вещи, перевозим на пирс, и грузим в яхту под чутким руководством Андрея. У нас приличный перевес, - бензин, вода, питание, оборудование, антенны, палатки, два генератора и 9 человек: RA1ZZ, RW5D, RK8A, R7AL+XYL, Федор+XYL, Андрей - капитан и Андрей – старпом. Важно было расположить груз таким образом, чтобы весь объем был равномерно распределен по яхте во избежание крена, а также учитывать, пригодится та или иная сумка в дороге и допустимо ли попадание влаги. Также желательно было распихать вещи так, чтобы ни занимать спальные места, - их всего шесть на яхте.     На всеобщую радость и удивление капитана, все наши вещи были довольно компактно утрамбованы в небольшие трюмы яхты и на палубе, и мы ждем вечера, чтобы отправиться в путешествие. Погода позволяет. Монтируем на носу яхты четвертьволновый вертикал на 20м для работы в эфире.   В 8 вечера все в сборе на пирсе, прощаемся с провожающими. Звучит команда «отдать концы», и мы отправляемся в путь по морю навстречу редким островам. Открываем припасенную на все время экспедиции канистру питьевого спирта, и по особой экспедиционной технологии разбавляем содержимое с водой до нужной консистенции. К нам присоединяется и капитан, - ну принято так у них)   На всеобщую радость и удивление капитана, все наши вещи были довольно компактно утрамбованы в небольшие трюмы яхты и на палубе, и мы ждем вечера, чтобы отправиться в путешествие. Погода позволяет. Монтируем на носу яхты четвертьволновый вертикал на 20м для работы в эфире.   Пасмурно, побережье покрыто густым туманом, и пейзаж однообразен. Время от времени мимо нас пролетают чайки и топорки, выныривают морские котики. Самое время хорошенько отоспаться перед серьезным комплексом мероприятий по подъему груза, разворачиванием лагеря и работой в эфире. Специальные таблетки от укачивания помогают безболезненно пережить волнения на море в течение всего пути.       К большому сожалению, дизельный генератор яхты давал большую помеху в эфир, поэтому от активности /mm пришлось отказаться. Единственным «счастливчиком» в нашем логе оказался NH2L, чей сигнал был выше уровня помехи.     Не смотря на встречное течение и ветер, мы довольно быстро дошли до острова. Дорога заняла примерно 34 часа. Вот уже прямо по курсу в тумане видна наша цель – остров Камбальный (Топорков). Капитан сбавил ход и внимательно смотрит на глубиномер. Бросаем якорь примерно в ста метрах от острова, надуваем резиновые лодки, и два человека отправляются к острову исследовать его на предмет удобного подхода к нему и выгрузке оборудования. Погода благоприятствует!   Мы помним по фильму UA0ZY – первой активации острова Камбальный, где высаживалась их группа. Место совсем не идеальное, но другого варианта нет. Высаживаемся там же. Начинается процесс разгрузки оборудования на двух резиновых лодках.   Камни на острове у воды на столько скользкие, что ходить по ним невозможно. Стараемся ступать между камнями. За восемь заходов все оборудование и команда были доставлены на берег. Прощаемся с Владимиром (RK8A), капитаном и старпомом, - они продолжат путь на остров Парамушир, Северо-Курильск, а сами начинаем затаскивать оборудование и вещи на вершину острова.     Остров представляет собой скалу в виде пирамиды, торчащую из воды примерно в 250 метрах от берега в ближней части. На против острова с северо-востока возвышается красивый вулкан Машковцева, который почти всегда был в тумане. Склоны острова очень крутые, и только с одной стороны была возможность спуститься к воде, и то не безопасно. На верху острова густо растет трава (вейник лангсдорфа), в которой в огромном количестве прыгают насекомые, похожие на что-то среднее между домашним тараканом и блохой. Федор уточнил, что это гаммарусы. Когда я днем забывал плотно закрыть палатку, они забирались в нее и ночью прыгали по голове. Очень мерзкое ощущение.         С перекурами, не спеша и с большой осторожностью, затаскиваем оборудование на вершину острова. Генераторы, и другие тяжелые вещи, получается переносить только вчетвером, каким-то непонятным методом «китайской обезьяны». С камня на камень, метр за метром...  Двое подают, двое принимают. Потом первые двое обходят (переползают) через вторых и принимают груз у них.   Разгрузка, перетаскивание вещей и оборудования заняло около четырех часов. Еще часа четыре ушло на разбивку лагеря, разворачивание шека со всем оборудованием, кухня, организация электропитания и поднятие антенн. На первое время решили ограничиться двумя антеннами – многодиапазонным вертикалом на 40-10м (без WARC) и VDA на 17м. Местоположение довольно хорошее – горой закрыт только северо-восток – направление на SA и частично NA, остальные направления открыты до горизонта. Разносим антенны, на сколько хватает кабеля и позволяют размеры острова.         Распаковав оборудование, с большим сожалением обнаруживаем первую потерю – все лампы в усилителе Ameritron HL-811 Сергея (RW5D), повреждены. Это, несмотря на то, что Сергей перестраховался, и не стал отправлять усилитель транспортной компанией, а вез его с собой в самолете и сдав в багаж со специальной маркировкой «осторожно, хрупкое!». Ни одна лампа Г-811 из четырех не уцелела, как будто его трясли или кидали с нескольких метров. Возможно, это случилось и по нашей вине во время разгрузки, хотя, маловероятно. В таком же усилителе Василия пострадала одна лампа из четырех, поэтому основное рабочее место излучало не 700 Ватт, как положено, а 400.   Не смотря на сильную усталость и голод, нам не терпится выйти в эфир. В 05:40 UTC 14.08.2016 даем первое «CQ DE UE23RRC» на 14.260, и тут же начинают звать. Прохождение неважное, но все равно образовывается толпа. Пока зовут в основном японцы и дальний восток. Потихоньку начинает прорываться и Европа, но сигналы слабые. Зовет Виктор (UA3AKO), пилот нашей экспедиции. Слышно не громко, не смотря на его большие антенны. Тем не менее, передаем информацию, что у нас все в порядке, и мы начали активацию острова. Просим также передать вести нашим родственника и близким, так как оба спутниковых телефона по каким-то причинам не работают. Единственная связь с землей – на КВ!       Второе рабочее место давало помеху основному.  Диапазонные фильтры не спасали, поэтому от него в дальнейшем пришлось отказаться.   Настя и Женя приготовили прекрасный ужин. Надо отдать должное, в течение всей экспедиции девочки обеспечивали нас вкусной и горячей пищей, за что им огромное спасибо!   После ужина продолжили посменно работать в эфире. Основной диапазон – 20 метров, но в зависимости от прохождения мы переходили на 40, 17 и 15 метров. Основное кол-во связей в телеграфе.   Прохождение быстро меняется от хорошего до среднего, от среднего до плохого, от плохого до нулевого, и наоборот. Иногда сплит в телеграфе растягивается до 3х - 5и кГц, а иногда десятки минут впустую даем серию CQ. По ощущениям, слышат нас плохо, гораздо хуже, чем мы. Каждый второй корреспондент не принимает нас с первого раза, когда мы отвечаем ему. Играют свою роль и «помощники» на нашей передающей частоте.   В первый день работы лог быстро пополняется позывными. Много друзей, охотников за островами. Многие узнают по голосу и благодарят за «new one», что очень приятно.   К ночи народ разбрелся отдыхать по своим палаткам, а я решил продолжить работать в эфире в ночную смену. В таком ритме я и продолжил дежурить в эфире все дни нахождения на острове – днем отсыпался, а за полночь садился за трансивер. Иногда прохождение ночью было очень неплохим, даже на ВЧ диапазонах. На 40м трасса между нами и Европой все же довольно сложная, и обладатели скромных сетапов вряд ли могли с нами сработать. Тем не менее, с Европейской Россией связей довольно много. Есть также Северная и Южная Америка. Последней, к сожалению, повезло меньше всего.   На следующий день поставили VDA на 20м. Она выигрывала у вертикала в нужном направлении, и мы могли ее вращать в зависимости от прохождения. Федор с Юрой отправляются на лодке поудить рыбу, и через час возвращаются с пятью большими морскими окунями. Сегодня нас ждет на ужин очень вкусная жареная рыба. В качестве гарнира – свежая морская капуста. Шинкуем ее и варим в кастрюле на газе.   К вечеру стала резко портиться погода, надвигался ураган, и Федор предупредил нас, что нужно укреплять палатки и растягивать дополнительные тенты на шатер, где находился шек. Не успели мы сходить за веревкой, как налетел ураганный ветер и начался сильный дождь. Тент стал пропускать воду, и аппаратура оказалась под большой угрозой. Мы срочно стали натягивать тенты поверх шека и укреплять шатер дополнительными растяжками. Ветер был на столько сильный, что мы втроем еле удерживали палатку. Дождь лил как из ведра.   Закончив бороться со стихией, мы всем составом укрылись в кухонной палатке и пережидали ненастную погоду за кружкой чая и прочими согревающими напитками. Когда ненастье поутихло, мы, убедившись, что аппаратура не намокла, продолжили работу в эфире.   На следующий день Федор и Женя отправились на лодке на противоположный берег от острова «на разведку». В паре километров они обнаружили небольшую речку (в случае, если закончится привезенная питьевая вода, мы могли пополнить свои запасы) и заметили двух гуляющих по берегу бурых медведей. Пока основная часть команды была увлечена установлением радиосвязей, Федор и Евгения занимались научной деятельностью, - наблюдением за фауной острова и прибрежной зоны, брали пробы воды и считали пернатых. Один из их походов в море для них чуть не закончился плачевно, когда отказал мотор. Хорошо, что на тот момент не было сильного ветра.       Я очень жалею, что не получилось с Федором высадиться на материке и прогуляться вдоль берега. В таких диких местах можно найти очень много интересных артефактов, выброшенных морем на берег.   Почти каждый день связываемся по эфиру с Владимиром (RK8A aka UE23RRC/p), который сейчас один на о. Парамушир, делимся новостями и впечатлениями. У Владимира, к сожалению, дела обстоят немного хуже в плане эфирной части, но мы подбадриваем его и помогаем советом. О своих приключениях в Северо-Курильске он расскажет сам.   «Остров Парамушир» Владимир (RK8A) На следующее утро, 14 августа, мы подошли к берегам Камбального. Утро было туманным и на удивление, стоял штиль. Остров выступал из тумана, очаровывая своим таинственным видом. Лишь только крик обеспокоенных чаек нарушал тишину серого безмолвия.   Спустив на воду приготовленные заранее надувные резиновые лодки, мы начали перевозку своего груза на остров. Высадиться можно было только в одном месте, но и там было не так просто: всюду были скользкие, серые камни.  Кроме того, предстояло поднять всё это на верх и там разбить лагерь.   Я, с непонятным волнением, ступил на камни острова, а поднявшись, пошёл по зелёной траве, размышляя, что очень давно здесь не ступала нога человека. Остров необитаем.... Лишь только чайки да топорки селятся здесь. Какая-то тревожная красота была вокруг! ..   Через пару часов яхта снялась с якоря, и взяла курс на Курильские острова...  Команда в составе четырёх операторов RA1ZZ, RW5D, UD0XAA, R7AL, Анастасии XYL R7AL, орнитолога Фёдора и его супруги Евгении, остались на острове обустраивать лагерь, чтобы пробыть там пять дней. Они ещё не знали, что им предстоит выдержать! И сильный шторм, и ветер, срывающий палатки, и ливень! А мы пока идём курсом на Северо-Курильск, рыбацкий посёлок на самом северном острове Курильской гряды — острове Парамушир. Мы - это капитан яхты Андрей, его помощник тоже Андрей (что бы не путаться, мы звали его Алексеевич), и я.   Почему-то все места, куда мы приходили или прилетали, встречали нас, как бы сказать точнее: не весело или даже сумрачно. Потом было испытание на прочность или выносливость непогодой и только потом радовало одним-двумя солнечными днями. Вспоминая сейчас всю нашу экспедицию, было всё именно так: и Петропавловск-Камчатский, и Камбальный, и Парамушир, и о. Птичий, что около Усть-Хайрюзова. Не исключение и Северо-Курильск.   В порт вошли уже под вечер, и я пошел искать, где можно устроиться для работы в эфире. Договорился на следующее утро устроиться в помещении бывшего маленького дощатого магазина (или большого ларька). Главное, что есть сеть 220 вольт, и крыша, где можно пережить непогоду. К моему удивлению, там был водопровод и туалет! По сравнению с ребятами на Камбальном — у меня «царские хоромы»! Даже какой-то внутренний дискомфорт присутствовал у меня из-за этого.   Приехав утром на место, я начал «располагаться». Поставил быстренько телескопический штырь на 14 Мгц, и.... рот открылся от услышанного и увиденного на экране ICOM 7300! Рядом стояла местная FM станция и шла сильная помеха! Вот тебе и остров с чистым эфиром! А 10 Мгц вообще весь «накрытый». Взяв антенну, трансивер, походный аккумулятор, я отправился к океану. Пройдя километров пять, расположился на берегу, развернул свою позицию и начал работать. Помеха присутствовала, но не такая сильная. Тут налетела очередная туча, я успел только свернуться и пошёл дождь. Так и прошёл обратный путь под дождём. Одно радует: по дороге продуктовый магазин был, не дал промёрзнуть. Рябина на коньяке — хорошая штука, скажу я вам! Вернулся уже по темноте.   На следующий день решил поставить траповые вертикалы: 7-14-21-28 и 10-18-24 Мгц. Дождь не переставая лил до обеда. Потом сделал передышку, и я успел-таки их поставить и проверить. Но лучше всё равно не стало. Я был в отчаянии! Но, видимо есть Бог на свете: проезжал мимо на джипе мужик и заинтересовался: «Что я тут устанавливаю?». Я объяснил ему как мог: нашего брата мало кто понимает, правда ведь? А он мне: «Да был тут один радиолюбитель недавно, так он у Саши Флоринского базировался». Я сразу подумал про Михаила, RA1ALA: он был здесь в июле. Разузнав, где это есть, взяв с собой походный комплект, отправился я на разведку.   Оказалось, что это на краю посёлка, и вагончик там есть, и пускают меня туда, одно опять не ладно: электричество на ночь выключается. Питание от дизель-генератора, т. к. кабель порвали. Но всё равно это лучше, чем в посёлке. Вернувшись, я взял свои траповые вертикалы, и поспешил обратно: решил установить их пока не стемнело.   Утром следующего дня, собрав свои пожитки, я уже разворачивал аппаратуру: ICOM-7300 и усилитель на 2х ГИ-7Б. Началась работа, хотя работой это назвать трудно: всё было закрыто горами. Открытый сектор был только Тихий океан. И если меня как-то слышали, то я принимал с большим трудом на свои вертикалы (если вообще их можно приёмными антеннами). Изрядно намучившись, провёл около 500 связей.   Утро выдалось солнечным и теплым. Даже и не верилось, что совсем недавно и носа высунуть невозможно было. Прохождение стало закрываться и тут звонок от капитана яхты: «Пантелеич! Будь готов в течении часа-полутора прибыть на яхту! Возможно к вечеру будет штормовое и нам не выйти будет!» Делать нечего, всё собрал, упаковал. Жду звонка. Не дождался...   Звоню сам. «Выходим по расписанию — вечером» - ответил мой телефон.  Ну и что прикажете делать? Опять разворачиваться два часа, два часа работы и сворачивать два часа.   У меня в планах был ещё подъём на гору. Взвесив все «за» и «против», весы склонились к походу в горы. Разузнав у местных парней, как можно туда дойти и прихватив с собой ICOM-706, аккумулятор и походную антенну, я «налегке» отправился на подъём.   Предстояло пройти километров 8-9. Вначале путь проходил по красивой тропе, с небольшими деревьями, а потом и вовсе карликовыми. Удивила сосна, ростом с меня, а то и ниже. По дороге попалось какое-то «железное чудовище»: прямо-таки «Курильский цирюльник»! Ржавые останки Советской эпохи. Осмотрев сие чудо, так и не понял, для чего это здесь на такой высоте? Ведь как-то собирали это?   Вскоре лес и растительность кончились, и начались камни. Много камней! Подниматься стало всё труднее и труднее. Воды с собой не было, и я пил талую воду, бежавшую с ледников. Только потом на зубах песок похрустывал... Ну не умереть ведь от жажды!     И вот он долгожданный перевал! Теперь то я увижу Охотское море, а за ним — Россия! Но передо мной расстилалась каменная пустыня Шамо (или Гоби). И тут слева между сопками увидел дымящиеся струйки. Вулкан! Эбеко! Это придало мне сил, и я одолел очередной подъём на гору и пережил очередное разочарование: надо было спуститься и снова подняться на другую сопку!     Но отступать уже было нельзя. «И я послушно в путь потек...»   Дома я подымался на вершины по программе SOTA. Всегда чувствуешь большое удовлетворение победы. Победы над вершиной, и главное, над собой. Но такого чувства, которое испытал я, стоя на вершине над кратером вулкана... Это просто не передать! Кто бы меня видел - я ликовал как мальчишка! Вот и сейчас, когда я пишу об этом, меня охватывает непреодолимое желание ещё раз там постоять! Это стоит того!     Дул сильный ветер и не просто ветер, а ветер, который сдувает с ног! Я решил развернуть радио, тем более, что Виктор (UA3AKO) несколько раз звонил мне во время моего подъёма, спрашивал про мой путь, моё состояние, ждал меня, когда я появлюсь в эфире.   Развернув и подключив антенну, я не нашёл в рюкзаке телеграфного манипулятора! Я так и оставил его на столе, когда собирался. Вот какая досада! Услышал шестой район, два товарища разговаривали между собой, но так их и «не перебрекал». Бесполезно! Эти люди не слушают эфир! Они слушают себя... Позвонить Виктору не мог — видимость с посёлком пропала, как и сотовый сигнал. А тут на горизонте появилась такая страшная, не тёмная, а просто чёрная туча, что-то у меня внутри «жимануло», и я, ну очень быстро свернулся, и начал спускаться обратно!     От тучи я успел убежать, а вот досада, что не провёл ни одной связи, так и осталась по сей день.   Жаль! И хотя эти вершины пока ещё не зарегистрированы в программе SOTA, всё равно хотелось провести QSO с вулкана Эбеко.   Вечером я уже был на яхте. Алексеич накормил меня, мы с ним выпили 4 литра пива (я похоже три из этих четырёх), и под мирную качку я заснул... Как в детстве... Проснулся я уже на подходе к Камбальному. Парни суетились со сбором. Быстро свернув палатки и переправив оборудование на яхту, мы легли на обратный курс на Петропавловск-Камчатский. Ребята с азартом рассказывали, как они пережили шторм и ливень, как они работали в pile-up'ах, как видели медведя, как ловили рыбу и ели вкусную жарёху... А я смотрел на их уставшие, обросшие рожи и думал про себя: с такими парнями в «разведку» идти можно!       Шли дни пребывания на острове, и наш лог ежечасно пополнялся связями. Мы старались круглосуточно присутствовать в эфире, даже если прохождение было очень слабым. А такие часы, к сожалению, были не редкостью. Даже соседей японцев не всегда было слышно. Но были и моменты, когда наш сигнал «долетал» до других континентов, и снова в ход шел сплит. В часы хорошего прохождения на Европу, мы переходили в телефон, где темп проведения связей был значительно больше, правда не долго.   Со временем все больше и больше нас раздражали корреспонденты, которые проводили с нами QSO по 2, по 3, по 4, а то и по 8 раз на одном и том же диапазоне. Мы стали уже придумывать разные способы, как избежать большого кол-ва повторных QSO, возможность наказания таких корреспондентов, но все тщетно. Да, я согласен с тем, что с учетом порой совсем не громкого нашего сигнала, теряющегося в помехах, а также отсутствия онлайн лога, многие наши корреспонденты перестраховывались, и дублировали QSO. Но мы не можем понять тех, кто продолжал звать нас на протяжении долгого времени, при этом, скорее всего, не слыша нас, и тех, кто проводил 3 и более QSO на одном диапазоне одной и той же модой.   Наступил предпоследний день нашего пребывания на острове и последний день активности в эфире. В логе уже более 5000 QSO, что может являться основанием полагать, что задача минимум выполнена. Лишь в последний день нам удалось запустить рабочее место с цифрой, и некоторые охотники пополнили свой лог связями с нами в PSK и RTTY.  Работая небольшой мощностью, DIGI позиция не создавала помех основному рабочему месту.   Связываемся с Андреем, капитаном яхты. Спутниковые телефоны заработали, поэтому со связью проблем нет. Андрей подтверждает, что будет забирать нас завтра рано утром, 19 августа. К этому времени мы должны будем свернуть все антенны, аппаратуру, палатки, и быть готовыми к погрузке на яхту. Проводим последнее QSO в 07:37 UTC (у нас был уже вечер) с US0MS, глушим генератор и приступаем к разборке антенн и шека. Все оборудование складываем очень аккуратно – оно нам очень скоро пригодится. Палатки для ночлега оставляем до утра.   Рано утром, Андрей, как обещал, встал на якорь невдалеке от острова. Прозвучала команда подъем, и мы начали спешно собирать оставшиеся вещи и грузить на лодку. Опыт и сила притяжения в этот раз были на нашей стороне. Часть оборудования спустили со склона по веревкам. Федор, как и в прошлый раз, был в роли паромщика.   По пути в П-К мы расспрашивали капитана яхты о его судне, возможностях, устойчивости к сильной волне. Интересовались опытом самого капитана, где ему удалось побывать, и какие у него планы на следующее лето. Андрей еще не знал, что это наше путешествие с ним лишь этап подготовки к более серьезной экспедиции, покорению острова Св. Ионы в Охотском море       На выходе из Первого Курильского пролива нас настиг приличный шторм. Не могу сказать, сколько это было в баллах, но яхту очень прилично кидало и было откровенно страшно. Посуда и наши вещи летали по трюму яхты на подобие эпизода с чемоданом из мультфильма «Ну, погоди!», когда волк путешествовал на теплоходе. Успокаивали только слова Андрея, что «яхта не перевернется, даже при очень сильной волне». Вскоре шторм стал стихать, и под воздействием таблеток от укачивания (как оказалось, они еще являются и снотворным), удалось уснуть, держась рукой за край койки.   Мы проходим мимо острова Уташут, и позже, уже перед самой Авачинской бухтой, наблюдаем справа по борту остров Старичков. У некоторых членов команды остались силы и желание попутной активации этих островов, но капитан был категорически против дополнительной стоянки.   Без особых приключений добираемся до пристани в Петропавловске – Камчатском. Экспедиционная канистра с C2H5OH как раз на исходе. Еще из бухты созваниваемся с хозяйкой съемной квартиры, которая передает нам ключи. У нас осталось несколько «страховочных» дней до вылета из Петропавловска-Камчатского, чтобы отмыться, просушить вещи и прийти в себя. Какое же удовольствие принять теплую ванну после 10-ти дней скитаний!   В сети интернет поползли слухи, что команда UE23RRC готовится к следующей части экспедиции – активации острова Птичий, AS-091. Слухи не беспочвенны – часть нашей команды, Василий (R7AL) и Владимир (RK8A) планировали, при успешном завершении основного этапа активации Камбального и Парамушира, и при возвращении вовремя в Петропавловск-Камчатский, продолжить экспедицию не менее сложным броском на 500 км на север и отработать в эфире с острова Птичий. Билеты на самолет до поселка Усть-Хайрюзово, который расположен неподалеку от острова, уже были у них на руках. Тем не менее, Василий и Владимир стояли перед сложным решением. Несмотря на то, что по времени все складывалось удачно, было много «НО», которые перетягивали чашу весов в сторону решения отказаться от продолжения экспедиции. Основные из них – выход из строя большей части аппаратуры, отсутствие финансов, да и общая усталость. К тому же, не было почти никакой определенности по поводу судна в Усть-Хайрюзово, договоренностей на счет генератора, бензина, провизии... Прогноз погоды тоже не предвещал ничего хорошего – надвигался ураган.   Еще раз все взвесив, проведя ревизию аппаратуре и антеннам, прикинув финансовые возможности с учетом баланса на кредитных картах, ребята приняли героическое решение - лететь!   Даем официальный анонс активации острова Птичий, AS-091 и просим радиолюбительское сообщество, а также друзей и родственников, по возможности, помочь нам финансово. Многие откликнулись на наши просьбы, за что огромное спасибо им от всей нашей команды! Больше не буду забегать вперед, и красть из чужого текста слова, - ниже Василий (R7AL) сам опишет их не легкое путешествие.   У меня и Сергея (RW5D) также был припасен некоторый бонус для IOTA охотников, правда значительно попроще – за оставшиеся два дня перед вылетом домой мы решили активировать остров Старичков, AS-095. Сергей неоднократно был на этом острове в составе экспедиций «выходного дня», когда жил на Камчатке, но не против еще раз отправиться туда. Более 7-и лет с этого острова никто не выходил в эфир. Нам практически без труда удалось найти на пристани капитана и подходящий катер для высадки на остров за приемлемую стоимость в 20 тыс. руб.   Но, это будет завтра, а сегодня, как я уже упомянул, у нас есть время отдохнуть, привести себя и оборудование в порядок. В качестве отдыха выбираем маршрут на Паратунку – санаторный комплекс с термальными источниками в паре десятков километров от Петропавловска-Камчатского. Не дикими, как бы нам хотелось, а оборудованными, что в общем то, тоже не плохо. С большим удовольствием отмокаем в теплой серной воде, наслаждаясь красивыми Камчатскими пейзажами. На ужин сегодня свежепойманный жареный кижуч и красная икра.   Вечером прогуливаемся по Петропавловску – Камчатскому. Сергей показывает места, где прошла его юность, где была их коллективная радиостанция, где жили радиолюбители, которые уехали из Петропавловска – Камчатского. Что говорить, за последние годы очень многие покинули этот край и переселились в другие регионы с более комфортным климатом и условиями для проживания. Тем не менее, Сергей показывает на крыши домов, где живут активные радиолюбители, и на которых по-прежнему стоят антенны. По большей части антенны на низких мачтах и не многоэлементные, по причине высокой сейсмоактивности региона и сильным ветрам. На одном из пятиэтажных домов красиво смотрится мультибенд на ВЧ и вертикал высотой 17м на 80/160 диапазоны Валерия (UA0ZC), активного IOTA и DXCC хантера. По меркам центрального региона, это средний сетап, но Валерий является обладателем самых престижных наград, и входит в «top ten» в России по количеству подтвержденных островов.   Сергей также рассказал, что за время этой поездки ему удалось побывать в доме, где прошло его детство и юность. Прошло уже более 30-и лет, как они с семьей переехали из этого деревянного домика на окраине Петропавловска-Камчатского в многоэтажный кирпичный дом в центре города. На удивление, тот старый домик еще стоит, там живет семья, и Сергей, проходя мимо, решил познакомиться и зайти к ним.       Подъем ранним утром. За окном ветер, дождь, небо беспросветно затянуто серыми тучами. По прогнозу, такая погода будет весь день и всю ночь. Пытаемся как-то утешить себя, и смотрим прогноз на разных сайтах, выбирая лучший. Ситуация усложняется еще тем, что у нас с собой нет даже палатки, а только тент, которым мы сможем укрыть аппаратуру.   Созваниваемся с Сергеем (RW5D):  - Ну, что делать будем?  - Пробовать, не отменять же экспедицию!  - Ок, выезжаю.   Встречаемся с Сергеем и капитаном на пирсе. Под проливным дождем перетаскиваем в катер генератор, антенны, усилитель, трансивер, воду, бензин. Капитан смотрит на нас, как на идиотов. Сколько же им пообещали денег за то, что они в такой холод и под проливным дождем

Комментариев нет:

Отправить комментарий