пятница, 16 сентября 2016 г.

Мой остров святого Ионы Остров Ионы (другое название – о. Святого Ионы), открытый командой судна «Слава России» в сентябре 1789 года, расположен в северо-западной части Охотского моря на российском Дальнем Востоке. В силу своей труднодоступности этот остров был и остается одним из наиболее редких по международной программе “Острова в эфире”. По рейтингу IOTA “most wanted” – всего 3,3%. Лишь одной радиоэкспедиции – EK0AC – удалось высадиться на Иону и активировать этот остров в эфире более 25 лет назад... Фото 1. Далекий и загадочный остров Ионы В мире имеется множество островов. Сотни и тысячи. Больших и малых островов и островков. Одиноких скал и целых островных архипелагов. Что такое остров? Остров – участок суши, со всех сторон окруженный водой. Континенты тоже ведь большие такие острова в мировом океане. Во все времена жажда познаний притягивала человечество к открытиям новых земель – так незаселенные ранее острова становились обитаемыми. В моем случае речь пойдет о необитаемых островах. Так устроен мир, что ко всему неизвестному проявляется повышенный интерес. Помните романы из детства – “Таинственный остров”, “Робинзон Крузо”, “Дети капитана Гранта”… Разве каждый из нас не представлял себя на необитаемом острове, один на один с дикой природой или в компании верных, надежных друзей?  В географическом и радиолюбительском аспектах наиболее ярко представлены острова северных и дальневосточных морей. Это вам не тропические острова с пальмами! Посмотрите документальный фильм “Затерянные острова”: Арктика, суровые холодные острова во льдах Северного Ледовитого океана… Но и там в полярных широтах есть жизнь – полярные станции, пограничники, исследователи и даже бывают туристы в сезон. На острове-скале Ионы нет никого. Он необитаем и неприступен. Остров Ионы – рай для миллионов птиц и тысяч сивучей.  Но совсем не райский остров для людей – только крайне редко здесь бывают научно-исследовательские экспедиции. Мало кому удавалось высадиться на его неприветливые берега. Мне посчастливилось сделать это в 1990 году с третьего раза… Первый мой интерес к острову Ионы относится к середине 80-х годов прошлого века. Тогда при Молодежном Объединении Новосибирского электротехнического института (НЭТИ) был создан Радиоцентр и Арктический клуб – прообраз будущего клуба радиолюбителей-путешественников “Русский Робинзон”. Мы организовывали и проводили различные полярные и островные экспедиции еще до того как стала известна программа “Острова в эфире” (IOTA), получившая развитие с приходом Роджера Балистера G3KMA на должность RSGB IOTA Manager в 1985 году. В том же году прошла первая наша радиоэкспедиция, специально организованная по международной программе “Islands On The Air” – UZ9OWM/0 – на Курильские острова. С тех пор островная романтика меня увлекла настолько, что островные экспедиции стали частью моей радиолюбительской жизни. Фото 2. QSL экспедиции на Курилы UZ9OWM/0 Судьба привела меня  в марте 1988 года в город Николаевск-на-Амуре Хабаровского края – там я долго, целых 9 дней, ожидал погоду для вылета на Шантарские острова. О радиоэкспедиции UZ9OWM/UA0C можно написать отдельный рассказ – тогда впервые пришлось передавать в эфир сигналы SOS - QRRR… Как бы то ни было, экспедиция закончилась благополучно и, несмотря на небольшое количество установленных радиосвязей (~400), первая активация островов Шантарского Архипелага была зачтена – IOTA AS-044. Мне же посчастливилось познакомиться с начальником метеостанции “Устьевая” Валентином Козловским в Николаевске-на-Амуре. Валентин Борисович оказался кандидатом географических наук, участвовал в ряде океанологических экспедиций в Тихом и Индийском океанах, возглавлял более десятка экологических экспедиций в устьевой области Амура. Ученый и практик. Благодаря его помощи мне удалось посетить морскую гидрометеостанцию “Большой Шантар” на одноименном острове, где я базировался в свое первое посещение Шантарских островов. Он же вместе с начальником метеостанции “Чумикан” помогал мне вернуться с Шантар на “большую землю”. Фото 3. QSL экспедиции на Шантары UZ9OWM/UA0C Будучи снова в Николаевске-на-Амуре в 1994 году (тогда мы с Валерием Сушковым RW3GW “радиооткрывали” остров Байдукова AS-114 – RW9OWM/0) и помня о его помощи в экспедиции 1988 года я разыскал Валентина Борисовича уже в должности начальника отдела охраны окружающей среды Николаевского муниципального района. А недавно узнал, что Валентин Козловский  возглавил национальный парк “Шантарские острова”, учрежденный в самом конце 2013 года. Значит, мы еще встретимся, обязательно встретимся! Фото 4. QSL экспедиции RW9OWM/0 Второе удивительное знакомство состоялось в Николаевском гидрографическом районе ВМФ. За долгие дни ожидания летной погоды я познакомился с военно-морскими гидрографами и их работой – маяки, морские карты, лоции… Романтика! У каждого гидрографического района своя зона ответственности – побережье, острова, акватория моря. Тогда я впервые увидел подробную карту Охотского моря с секторами зон ответственности. Оказалось, что все разграничительные линии сходятся посреди моря – в точке острова Ионы. Но в чьем ведении находится сам остров Ионы? Ответ занимателен – во всех вместе и ни в чьем конкретно! Так началось мое заочное исследование острова. Разыскав разные карты и исторические документы, я с удивлением обнаружил, что остров Ионы в некоторых материалах более ранних лет выпуска упоминался как о. Св.Ионы – Святого Ионы. Возможно прежнее название утратило слово “Святого” и трансформировалось в нынешнее под воздействием коммунистической идеологии тех лет. В нашей стране все может быть. По мне, так во все времена должны сохраняться самые первые названия, данные первооткрывателями новых земель. Все, что мне удалось узнать в до-интернетовские времена точно – то, что остров был открыт российскими мореплавателями И.И.Биллингсом и Г.А.Сарычевым 22 сентября 1789 года. В Большой Советской Энциклопедии остров Ионы упоминается кратко: “Ионы остров – скалы в Охотском море, расположенные в 250 км к С. от Сахалина. Высота около 150 м. Лежбище сивучей. Птичьи базары”. Стало понятно, что достижение и высадка на остров Ионы будет делом сложным. Я хоть и смутно, но уже представлял себе этот остров-скалу, прикидывал, какие опасности и приключения могут ожидать экспедицию, и мечтал о высадке на него. Подготовка к экспедиции. Неведомый остров Всякий экспедиционер скажет, что подготовка к экспедиции не менее, а может быть и более трудна, чем проведение самой экспедиции. Находясь за тысячи километров от цели нужно проработать транспортную схему поездки участников, логистику доставки грузов, подготовить радиоаппаратуру, антенны, электрогенераторы, топливо, продовольствие, лагерное снаряжение… – в общем, все необходимое для автономной работы и жизнедеятельности на необитаемом острове. Но прежде нужно получить соответствующие разрешения и оформить кучу разных официальных бумаг. Порой это оказывается намного сложнее других вопросов. У радиолюбителей, как правило, все начинается с возможности получения разрешений на работу в эфире и на высадку и пребывание на заявленной территории.   В те годы для экспедиций была принята система радиопозывных, которые начинались с префикса EK. Далее шла цифра условного радиолюбительского района страны – в данном случае “0”, что означает Восточную Сибирь и Дальний Восток. Первая буква суффикса должна была соответствовать выделенной для союзной республики в составе СССР. РСФСР – это “A”. Вторая буква суффикса – присвоенная “области”, на территории которой проводится радиоэкспедиция. Ну а третья уже может отражать что-то конкретное, например, название острова. Именно так и были оформлены позывные полярной радиоэкспедиции “Восточная Арктика-88” – EK0AKA, EK0AKR и EK0AKW c территории Чукотского АО. Фото 5. QSL экспедиции EK0AKA/EK0AKR/EK0AKW Поскольку остров Ионы располагается посредине Охотского моря, которое омывает побережья сразу нескольких дальневосточных краев и областей, то сначала нужно было выяснить территориальную принадлежность острова, чтобы знать, куда обращаться и какой позывной оформлять. Фото 6. Карта Охотского моря и Сахалина Официальная переписка началась в 1989 году – к 200-летию открытия острова Ионы. Были направлены запросы во все территориальные администрации вокруг острова Ионы: Хабаровский край с южной и юго-западной части Охотского моря, с севера – Магаданская область, с северо-востока – Камчатская область, а с юго-востока и востока – Сахалинская область в составе острова Сахалин и Курильских островов. Логично предположив, что поскольку остров Ионы наиболее близко расположен к северной части Сахалина (230 км от Мыса Елизаветы) и может быть частью Сахалинской области, первым делом я направил запрос в Сахалинский облисполком. Ответ удивил – в нем говорилось, что остров Ионы не входит в состав области и относится к Камчатке. Ответ с Камчатки удивил еще больше – остров не наш, а относится к Сахалинской области. Хм, интересно! Конечно в составе Сахалинской области немало островов и даже есть те, которые транспортно достижимы именно с Камчатки – например, северные Курилы (оо.Парамушир и Шумшу) и кто его знает – может и Ионы тоже сахалинские? Тем временем “отказные” письма пришли из администраций Магаданской области и Хабаровского края – “остров не наш”! Причем в ответе из Хабаровска дополнительно сообщалось, что остров Ионы относится к Сахалинской области. Интрига нарастала. Я получил четыре официальных ответа, и никто не заявил о своих территориальных претензиях на остров Ионы! Ничейная, неведомая земля – неожиданно! Но и такой поворот я не исключал: ведь Охотское море является полузамкнутым и окружено Советским Союзом и Японией. Мы исторически привыкли считать Охотское море своим внутренним, но это не так. За пределами 12-мильной полосы территориальных вод простираются экономические зоны двух государств, а в центральной части моря на расстоянии 200 морских миль от исходных линий и вовсе имеется участок (длиной 300 и шириной около 70 морских миль), который не перекрывается исключительными экономическими зонами. По условиям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, он имеет правовой статус открытого моря. В международных (нейтральных) водах иностранными судами разных государств осуществлялось судоходство и велся рыболовный промысел. Я уже подумывал написать в Верховный Совет СССР – может в Москве знают, чья это земля? Ведь на советских картах мира была указана государственная принадлежность – о.Ионы (СССР). Фото 45. Карта остров Ионы (СССР)  К слову, только в августе 2015 года Правительство РФ  на основе рекомендаций Комиссии ООН по границам континентального шельфа установило, что морское дно и недра подводного района (анклава) в центральной части Охотского моря за пределами 200 морских миль являются континентальным шельфом Российской Федерации. Кроме того, предусмотрена корректировка и переиздание соответствующих навигационных морских карт, а также их передача на хранение Генеральному секретарю ООH (прим. UA9OBA). Фото 7. Карта Хабаровского края (физическая) Решил-таки попробовать сначала выяснить это еще раз на региональном уровне, направив копии взаимоисключающих ответов с новыми запросами в Хабаровский край и Сахалинскую область. Подействовало. Видимо руководители регионов дали указания проверить – входит ли в состав их территорий неведомый остров Ионы? Так был получен ответ – остров Ионы входит в состав Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края (несколькими годами позже стало известно, что о.Ионы был отнесен к Охотскому району, при этом в некоторых источниках указывается принадлежность острова Ионы к Аяно-Майскому району, а в перечне особо охраняемых природных территорий (ООПТ) остров отнесен к району им. Полины Осипенко — прим. UA9OBA). Известно ли об этом в нынешней администрации и к какому все-таки району административно относится о.Ионы - я не знаю, но на картах уже обозначают о.Ионы (Хабаровский край).  Фото 8. Карта Административного деления Хабаровского края. Далее оформление спецпозывного EK0AC в ГИЭ СССР было «делом техники». Поиск судна или как попасть на необитаемый остров Не считая оформления пропусков в погранзону (при знании все оформляется без особых проблем) дело оставалось за “малым” – найти морское судно, на котором можно было бы доставить экспедицию на остров Ионы и потом, дней через 5-10, снять с острова и вывезти в любой попутный порт. Разослав запросы в ближайшие морские порты – Петропавловск-Камчатский, Магадан, Корсаков, Владивосток, Советская Гавань, Магадан, Охотск…, я вел бесчисленные переговоры в поисках приемлемого варианта. К чести моряков ответили все. Но, к сожалению, в большинстве случаев финансовые условия были неприемлемыми. Так, доставка на коммерческом рейсе Ванино – Магадан, трасса которого пролегает через северо-западную часть Охотского моря, обошлась бы в 2000 советских рублей в сутки. В то время годовая зарплата инженера была приблизительно на том же уровне. Отвлечение судна, погрузка/разгрузка, штормовые… неделя минимум. В общем, у нас не было таких средств, как и спонсоров. Для других морских перевозчиков наша одна тонна экспедиционного груза и четверо членов команды не представляли большого интереса. Помог случай: живущий на Камчатке и хорошо нам знакомый по прошлым экспедициям начальник Камчатского областного радиоклуба Виктор Михайлович Лаврентьев UA0ZAS (сейчас проживает в Новосибирске – RZ9O, ex RU0ZM/9) порекомендовал обратиться к яхтсменам. Одним из них, яхтенным капитаном, был Зигмас Витаутович Желайтис, оказавшийся к тому же радиолюбителем – UA0ZAV. Яхта “Тарпон” готовилась к переходу в Находку Приморского края для участия в парусной регате. Нам удалось договориться по-радиолюбительски: о попутной доставке экспедиции на остров Ионы в обмен на радиоаппаратуру. В экспедиции мы планировали использовать в качестве основного рабочего места самый современный по тем временам трансивер В. Дроздова RA3AO – “дроздивер” с усилителем мощности на ГУ-74Б. Этот хороший дорогой комплект после экспедиции предполагалось передать в качестве оплаты за рейс к согласию обеих сторон. Другие расходы на яхте были обычными – продовольствие, топливо, питьевая вода… Само собой мы не были пассажирами, мы были членами экипажа и вписаны в судовую роль. Мы вместе готовили яхту к выходу в море, несли вахты наравне с другими, готовили пищу, мыли посуду, драили палубу и учились искусству мореплавания под парусом. В июне 1990 года яхта “Тарпон” вышла из Авачинской бухты. На борту половину экипажа (4 из 8 человек) составляла команда радиоэкспедиции EK0AC – Юрий Заруба UA9OBA, Александр Смахтин RA0AA (nw R0AA), Владимир Бродилин UA9ONA, кинооператор и фотограф экспедиции Леонид Чернявский, член нашей коллективной радиостанции RW9OWM. Экспедиция началась! На яхте. В поисках острова Как только яхта вышла в открытое море, старший помощник капитана заявил – отныне и на все время плавания для нас “кэп” (капитан яхты) есть “царь, бог и высший воинский начальник”. При этом добавил, что шансов найти остров Ионы приблизительно ~ 90%. А почему не все 100? – удивились мы. В море всякое бывает! – отвечал старпом. Как только прошли Первый Курильский пролив, оставив позади камчатский полуостров и остров Атласова с вулканом Алаид (2339 м – самая высокая точка Курильских островов, прим. UA9OBA), цифра изменилась на 50%. Как так? Остров-то с одной из сторон – посмеялись мы: там внутреннее море, а с внешней стороны Курильской гряды океан. Одно из двух – или найдем или не найдем искомый остров, так что 50/50. Напомним, что GPS еще не было и в помине – первые спутники американцы введут в гражданскую эксплуатацию только в 1993 году. А тогда в 1990-м прокладка курса и счисление пройденного пути осуществлялись по картам и компасу, по ориентировочным цифрам пройденного за день. Большие суда, конечно, были оборудованы системами радиопеленгации и могли за сотни морских миль слышать сигналы секторных радиомаяков дальнего действия и определять свое местоположение при помощи разных радионавигационных систем. Радиолокатор, он же радар, и вовсе позволяет “ходить” в тумане и “видеть” на десятки миль вокруг. Ни радара, ни радиопеленгатора на небольшой яхте не было. Из радиотехнических средств на яхте имелся лишь простейший ДВ/СВ приемник со встроенной вращаемой магнитной антенной, какие когда-то использовались на малых рыболовных сейнерах (МРС), да еще  маломощная портативная УКВ-рация на фиксированные морские каналы. КВ-трансивер “Эфир-М” имел только радиолюбительские диапазоны и не перекрывал служебные частоты даже на прием, так что мы не могли принимать гидрометеорологические и навигационные сообщения. И даже имей мы техническую возможность слушать “берег” нужно было знать радиочастоты и расписание радиопередач. Конечно, подробные сведения о визуальных, звукосигнальных и радиотехнических средствах навигационного оборудования приведены в различных руководствах, наставлениях, пособиях, справочниках и других материалах, издаваемых Главным Управлением Навигации и Океанографии Министерства Обороны СССР. В большинстве своем такие издания выпускались “для служебного пользования” и раздобыть их тогда для спортивной яхты было очень трудно. Удалось только ознакомиться с Лоцией в 2-х выпусках и заполучить морские карты северной и южной частей Охотского моря. Вкупе с жидкостным компасом, установленным в кокпите перед румпелем (рулевым веслом), это составляло все навигационное обеспечение яхты.  Из Лоции Охотского моря, 2 выпуск (1986г.): Фото 9, 10, 11. Лоция Охотского моря, 2 часть, 1986г. В былые времена в запасниках мореплавателей имелись секстанты, при помощи которых можно определиться по Солнцу или звездам. В нашем случае такой давний метод вряд ли бы помог. В гидрометеорологическом очерке в Лоции Охотского моря указано, что в открытой части этого самого моря пасмурных дней бывает много (облачность 8–10 баллов), до 230 дней в году – так, что днем не видно Солнца, а ночью звезд. С июня по август над Охотским морем преобладает низкая слоистая облачность, часты и продолжительны туманы и морось, повторяемость пониженной видимости (менее 2 миль) достигает в среднем 30%. В эти месяцы число дней с туманами составляет 14–18, а иногда туманы бывают чаще: до 25–28 дней в месяц и даже могут накрывать некоторые части моря весь месяц! Особенно частые и густые туманы наблюдаются в местах выхода на поверхность холодных глубинных вод. Одним из “холодных пятен” является район острова Ионы с температурой воды 4–6 * C, что значительно ниже средней в северо-западной части моря (от 12 до 14 *C). Летом ясных безоблачных дней здесь бывает не более 2–4 раз в месяц. Нам оставалось только надеяться, что яхта будет держать курс по компасу и верить штурманским расчетам. Я не яхтсмен и не разбираюсь в этих курсах, склонениях, галсах… Поэтому особо не вдаваясь в премудрости яхтинга мы просто выполняли свои судовые обязанности и работали в эфире EK0AC/mm. Чаще других на связи с яхтой был Игорь Макаров UA0ZAY с Камчатки. Игорь сам ходил в плавания и работал как UA0ZAY/mm (позже он переехал в Новосибирск и сейчас имеет позывной R9OY). Мы все ожидали достижения главной цели – острова Ионы. А вот его то и не было! Прошла неделя плавания, и мы, по навигационным расчетам, должны были уже подходить к искомому району. Ждали появления на горизонте желанного острова и вглядывались вдаль, принимая причудливые облака за землю. Были разные признаки наличия невдалеке земли – встречались плывущие водоросли, перелетные птицы – земля где-то рядом! Но где? По теории наблюдатель, находясь в 1 метре над морем, может увидеть вторую точку (остров) высотой 150 метров за счет кривизны земли с расстояния приблизительно в 25 морских миль. Но ни за 25, ни за 15-20 (как указано в Лоции Охотского моря), ни за 10, ни за 5 миль острова не было видно! Наконец мы оказались в точке самого острова (по карте) – ничего нет! Поиски острова в округе в течение нескольких дней результатов не дали. В эфире на средних и длинных волнах тишина! Трансивер “Эфир-М”, который мы использовали для проведения любительских связей, тоже молчит – на коротких волнах нет прохождения радиоволн. Сейчас определиться на месте можно с помощью любого, даже карманного GPS-навигатора, а тогда стало понятно, что мы заблудились посреди Охотского моря и не знали даже где север иль юг! Главный судовой компас вышел из строя и безбожно врал, а из второго куда-то вытек спирт его наполнявший. Мистика! После нескольких дней блужданий на горизонте появилось судно встречным курсом прямо на нас. При приближении в бинокль мы рассмотрели, что это был южнокорейский траулер, шедший с тралом за кормой. С борта иностранного судна нам что-то сигналили, махали, передавали приветствия… Вот бы самое время по УКВ-рации связаться на 16 канале, поприветствовать друг друга, а заодно и спросить координаты места… Но капитан выключил свою портативную УКВ радиостанцию с морскими каналами связи: пусть считают что у нас радио нет – заключил он. А зря, это был шанс. Спустя пару часов корейское судно скрылось за горизонтом, хороня наши планы достижения острова Ионы на этой яхте. Конечно, я не вправе давать оценку такой ситуации: понятное дело честолюбие яхтенного капитана было бы задето, а звание военно-морского капитана 2 ранга запаса не позволяло признать, что мы заблудились. А может просто он плохо владел английским языком, а спросить другого члена экипажа счел неудобным. Не знаю. Но я считаю, что никакие чувства и профессиональная гордость не должны быть препятствием в достижении целей экспедиции. Фото 12. На борту яхты «Тарпон»: (слева направо) Владимир Бродилин UA9ONA, Александр Смахтин RA0AA, Зигмас Желайтис UA0ZAV, лежит уставший член экипажа -:?))   Плавание продолжалось уже без особой надежды, хотя до планируемого участия яхты в парусной регате еще было время, но все меньше и меньше. Если раньше мы рассчитывали на высадку на остров, разворачивание позиции, работу в эфире, снятие с острова потратить неделю, но время по мере поиска острова уменьшалось с каждым днем и достигло критических суток. Хаотичный поиск и отсутствие ориентиров привели к тому, что по карте море кончилось! Выходило, что мы уже бороздили тайгу где-то в Хабаровском крае. Что тут скажешь - «доплавались»! Вышеописанные причины, частые туманы и попадание в шторм сыграли с нами злую шутку – мы окончательно заблудились. Стало понятно, что совершенно необходимо увидеть хоть какую-нибудь землю и выяснить – где же мы реально находимся? Об острове речь уже не шла, выбраться б из этой передряги живыми! Согревало осознание того, что Охотское море полу замкнутое и почти со всех сторон окружено сушей и рано или поздно мы наткнемся на землю. К тому же в лоции в самом начале написано: “конфигурация берегов Охотского моря большей частью позволяет произвести определения места судна”. В этой ситуации капитан принял правильное решение – идти в одном направлении – на юг. На третий день в радиоприемнике мы услышали слабые сигналы радиомаяка на Мысе Елизаветы, самой северной точки Сахалина. Туда и направились, оставляя остров Ионы где-то позади. Через несколько дней подошли к порту Москвальво, где и пришвартовались. По совпадению рядом пришвартовалась другая яхта и, как водится у яхтсменов, завязалась тесная дружба, приглашения в гости, обмен продовольствием, напитки на берегу (в море – ни-ни!), песни, братания… В любом порту найдутся друзья. Мы же после пограничных формальностей занялись выгрузкой экспедиционного груза и думали – что делать дальше? Первая попытка окончилась, но все-таки это приключение дало нам опыт. Я благодарен Зигмасу Желайтису за его преданность морю и радио. Потом Ирина Заруба RZ9OA передала Зигмасу Витаутовичу во Владивостоке от меня в подарок трансивер, а взамен получила морскую карту “Остров Ионы” с координатами точки на острове, отмеченными его рукой – 56° 24' 07,2” N, 143° 23' 09,6” E. Карту я храню до сих пор. Фото 13. Вставка из морской карты остров Ионы Позже Зигмас UA0ZAV работал в эфире в своих плаваниях – EK0ZAV и был членом нашего клуба радиолюбителей-путешественников “Русский Робинзон” (RRC#062). Спустя много лет я узнал, что его нашли мертвым на своей яхте у берегов Коста-Рики в Центральной Америке. Российский путешественник, яхтсмен и радиолюбитель Зигмас Желайтис UA0ZAV стал SK в 2002 году. Память о нем и том плавании – на всю жизнь. На вертолете. В полете к острову  Несомненно, главный город на севере Сахалина – Оха. Туда и поехали в поисках транспорта. До этого по эфиру были знакомы с Геннадием UA0FAI – страстным радиолюбителем и IOTA-охотником. Позже Геннадий Иосифович переехал в Южно-Сахалинск и стал R0FA. В прошлом году, после почти 50 лет работы на Сахалине, Геннадий Могилевкин с семьей перебрался на “континент” и обосновался в Краснодарском крае. Его новый позывной – R7CD. Он и порекомендовал – а что если на вертолете? В общем-то, по воздуху не так далеко, часа полтора-два лету. Обратились в отдел ПАНХ (помощь авиации народному хозяйству) Охинской объединенной авиаэскадрильи, познакомились лично с Кирей Александром Николаевичем, все рассказали, заплатили согласно тарифу и обратный вывоз обговорили. Повезло. Душевные люди, прониклись идеей и даже в гости домой пригласили. Вертолет МИ-8 приземлился в Москальво рядом с морпортом, быстро загрузились и полетели строго на север – к заветной Ионе. Сахалин позади, впереди только море. Но чем дальше от земли, тем хуже погода. На полпути пропало солнце, туман, летим “в молоке”, спускаемся ниже. Смотрю в салоне “вертушки” на прибор высоты – чуть выше “нуля”. Может, не работает вовсе? В иллюминаторе низкий туман граничит с темной водой, которую отчетливо видно в считанных метрах от шасси. Ого, так низко над морем летим! Штурман показывает летную карту, где остров Ионы в окружении камней. Отдельными линиями показана кромка берега, отмелей или глубин – не понять. У летчиков свои карты, у нас только морские. Вертолет летит зигзагами, чтобы не столкнуться с островом на прямом курсе. Что впереди – не видно совсем. Снизу сквозь гул вертолета уже слышен шум прибоя, рев сивучей, крики чаек, плеск волн, много водорослей и …  мы проскакиваем мимо острова где-то рядом. Разворот, вторая попытка, но, увы, все бесполезно. Сильный туман. Может, еще раз попробуем? – пытаюсь спросить командира и памятную металлическую доску для установки на острове привожу в аргумент. В другой раз, не могилу же здесь свою ищем! – резонный ответ. Мы возвращаемся. Но я твердо решил – остров Ионы будет моим. Экспедиционный груз оставляем на хранение, прямо на летном поле, лишь тентом прикрыв. У многих отпускное время заканчивается и домой надо лететь. А что делать? Погода нужна, как узнать? В Южно-Сахалинске с этим вопросом зашел в “Сахалингидромет”. Весьма кстати – оказалось, что на острове Ионы в самом сердце Охотского моря автоматическая метеостанция была установлена. Это было давно и она уже не работает, просто нужно вывезти с острова радиоизотопный термоэлектрический генератор (РИТЭГ). Ресурс выработан, а радиоактивный мусор природе опасен. Беремся помочь в обмен на взаимность и небольшую оплату. Вокруг Сахалина и к Курилам у них свое научно-исследовательское судно “Анабар” ходит и нас на Иону может доставить где-то в августе. Решено. Улетаем домой. Фото 46. Научно-исследовательское судно «Анабар» (построено в 1977г., списано в 2004г.)   Остров Ионы – третья попытка Бог троицу любит! Это как раз про наши попытки. У меня был целый месяц снова собрать команду и средства, новые документы оформить… Кое-что подновить. Все успел. Телеграмма с Сахалина: мол, прилетайте прямо в Оху – где-то там судно нас будет ждать для посадки на остров Ионы. Вылетам в новом составе, нас трое – снова я во главе плюс Сергей Чепкасов UV9YY (ex UA9YIM, nw RZ9YW) из г.Камень-на-Оби, выпускник новосибирского колледжа связи (UZ9OWK) и Игорь Пастухов UA9ONW – активный член радиоцентра РТФ НЭТИ (UZ9OWM). В Охе в знакомом уже отделе ПАНХ оформляем заявку на полет-эвакуацию с острова по звонку из эфира. Созваниваемся с Геннадием Могилевкиным UA0FAI – он нас будет потом с острова вывозить, договариваемся о ежедневной радиосвязи с радиолюбителями вечером на 3615 кГц. Для аварийной радиосвязи берем “Алмаз-М” – переносная КВ радиостанция для геологов: телефон/телеграф, мощность 5 Вт и плавная перестройка частот в диапазоне до 6 МГц. Заряжаем аккумуляторы и проверяем работу. Фото 14. Радиостанция “Алмаз-М” Докупаем провизии на месяц – ведь неизвестно когда нас с острова снимут. Просим у летчиков сигнальную ракетницу с запасом патронов. Набираем чистой воды 150 литров – согласно лоции на острове нет питьевой воды! Пока судно стоит на том маяке, на Мысе Елизаветы мы знакомимся с сотрудниками гидрометеостанции рядом – Ныврово. Нас снабжают местным углем и дровами, мешка два-три пригодятся – бывалые люди знают об этом. НИС “Анабар” очень кстати для экспедиций подходит. Знакомимся с командой за “круглым столом”. Наши патриотические намерения они уважают и готовы помочь. Остров Ионы предстал нашим взорам неожиданно утром следующего дня – 18 августа. Фото 15. Вид на остров Ионы с борта судна Остров возвышался над морем в форме стога сена в лучах солнца. Погода хорошая – редкое явление для этих мест. Обойдя остров со всех сторон и, убедившись, что нигде нет возможности подойти ближе, судно встало на якорь в нескольких сотнях метров. Только с южной стороны был небольшой каменистый подход к берегу, но и там было непросто высадиться на лодке. На воду спустили металлическую плоскодонку для перевозки грузов. Первым рейсом к острову направился и я – команда предоставила мне такую честь первым ступить на долгожданный остров-мечту. Волной лодку кидает из стороны в сторону, бьет о камни, прыгаем с борта на берег – мы на острове! Перекидываем на весу первую партию экспедиционного груза. Пока лодка направилась к судну за следующей партией груза, мы осматриваемся. Кругом стоят неистовые крики птиц, тяжелый запах гнили и животных испражнений… Угрожающе ревут сивучи. Морские котики, высунув свои мордочки, из воды с любопытством смотрят на нас – кто это за много лет безлюдья решился высадиться на их остров? Фото 47. Остров Ионы, сивучи и птицы на берегу Фото 54. Сивучи у берега острова Ионы Мы тем временем находим отработанный радиоизотопный генератор, частично погребенный под завалами камней и перетаскиваем его к берегу. Электрический кабель от источника ведет куда-то наверх, туда же тянется заржавевшая металлическая проволока, видимо заземление. С помощью этого провода по каменным уступам с рюкзаками за плечами поднялись вверх. Там, на высоте около 30-40 метров, находится небольшое относительно ровное место с домиком-павильоном, обшитым кровельным железом. Это маленькое строение, похожее на строительную бытовку-балок, будет нашим жилищем на все время пребывания на острове. С помощью заранее припасенных веревок понемногу подняли большинство экспедиционного груза. Внизу оставили две 100-литровые бочки с бензином: поставили их на удалении друг от друга, чтобы случайно не лишиться всего нашего запаса разом – в условиях необитаемого труднодоступного острова это необходимые меры предосторожности! 10-литровую канистру с бензином подняли наверх – потом мы будем спускаться вниз и заполнять ее ежедневно по два раза. Также внизу оставили один 36-литровый бидон с питьевой водой, второй с трудом затащили наверх. Самым сложным было поднять бензоэлектроагрегат АБ-4. В сборе он весил, наверное, около 200 кг! Имея возможность выбирать между АБ-2 и АБ-4, я все-таки остановился на последнем. При не такой большой разнице в весе и потреблении топлива, он выдает 4 кВт, имеет автоматический старт от встроенного аккумулятора и заметно устойчивее работает и держит нагрузку. Надежность в условиях автономной жизнедеятельности – превыше всего! Для транспортировки АБ-4 был разобран на несколько частей: двигатель, генератор, рама, щиток… Получилось подъемно для переноски вдвоем. Был и второй бензоагрегат – армейский АБ-1. Для резерва – щелочные аккумуляторные батареи на 12 Вольт емкостью 125 А/ч, такие используются на метеостанциях. Мы часто потом ими пользовались при работе на прием – для контроля эфира на предмет прохождения. Очень помогало в экономии топлива.    Подняв груз, все участники высадки присели вокруг импровизированного стола передохнуть после тяжелой работы перед возвращением на судно. Как водится у русских людей – водка и немудреная закуска из экспедиционных запасов: черный хлеб, сало, тушенка, репчатый лук… Мы выпили за успешную высадку и пожелали друг другу удачи. Парни с Сахалина, члены экипажа научно-исследовательского судна “Анабар” и трое радиолюбителей из Сибири. Они знали, что оставляют нас на необитаемом острове и неизвестно кто и когда нас снимет отсюда. Мы знали что это был “билет в один конец”. Но это был наш выбор: выбираться нам предстояло самим. Мы верили людям, оставшимся на “большой земле” – нас не бросят, нас не забудут. Прощальный гудок с судна, ответный сигнал из ракетницы. Судно скрылось за горизонтом. Мы остались одни. Добро пожаловать на остров Ионы!   Жизнь на необитаемом острове Первым делом осмотрелись внимательно и прикинули возможности нашего места. Открыт только юг – на Сахалин и Японию. Фото 48. Остров Ионы, вид с площадки (направо) Фото 49. Остров Ионы, вид с площадки (налево) С других сторон все закрыто скалами: кто был в горах – знает, в таких направлениях связь мало возможна. В домике, в общем-то, сухо, двухэтажные нары, печка-буржуйка, столешница и вид из окна. В запасах от наших предшественников АБ-1 агрегат, правда, 36-вольтовый постоянного тока. Здесь же старые аккумуляторы, части антенн, провода и детали…  Рядом полусгнивший деревянный сарай – похоже на склад. Запасы машинного масла, солидола, мотки проводов, что-то еще. Туда, хоть под какую-то крышу, решили поставить основной агрегат: провода электропитания, освещение в домик и на площадку, так чтоб с моря было видно. Фото 18 и 19. Вид из базового лагеря Разворачиваем антенны-диполи на 20/15 и 40/80 метров. Два трансивера – сразу на стол. На деревянные полати кладем надувные матрасы и брезентовые ватные “спальники”. Растапливаем печурку, заправляем припасенным углем. Ужин готовим и выходим в эфир уже за полночь. Есть первая связь – с Сахалином! Валерий UA0FCT из Макарова – QSO №1. На связи в час ночи на 3,6 МГц нас ожидали наши коллеги из Охи – UA0FAI, UA0FGU, UA0FO. Сообщаем об успешной высадке и валимся от усталости в сон. Завтра предстоит новый день. 19 августа. С полудня приоткрылась “двадцатка” и первой на связи Камчатка – UA0ZAS. Следом Ирина Заруба UZ9OA (ex UA9OMD, nw RZ9OA) с Итурупа подходит – RZ0F/UZ9OWM. Эта группа уже с Шикотана возвращается. Потом Михаил Пиксаев UA9YKM (nw RX9YM) из Бурустаха в Якутии – EK0AQ – ребята по пути к островам в дельте Колымы. В журнале UA0ZAY, 4K4QQ – Николай RA1QQ с Медвежьих островов (AS-022), RA0FB, UA0IAS, BV2TA, R9Z… Дальше радио идет своим чередом, но в основном наш Дальний Восток и Япония. За Урал не пробиться: прохождение плохое и трудность позиции заставляют искать лучший выход. 20 августа. Отсутствие прохождения радиоволн продолжается – за весь день в лог 15 связей записали всего. Одним словом — GUHOR. Используем вынужденное безделье в эфире для осмотра острова и обустройства нашего лагеря. Я считаю туристическую составляющую важной частью любой экспедиции, а изучение новых мест хорошим совмещением приятного с полезным.  Фото 50. Остров Ионы, птицы и сивучи на берегу По моей оценке остров Ионы представляет собой небольшой скалистый участок суши размерами приблизительно 400 на 400 метров (площадь около 0,16 кв. км) и возвышающийся на 150 метров над поверхностью моря. Берега острова почти отвесные. На немногочисленных камен

Комментариев нет:

Отправить комментарий